С педагогом ART-направлений для дошкольников в Family - Ириной Анатольевной Картавцевой Беседовала Анна Заикина, директор по развитию сети Family В наше время у всех любящих родителей (особенно малышей-дошкольников) на слуху выражения «занятия творчеством», «развитие моторики», «арт-мастерские», «песочная терапия»… Общее представление обо всём этом имеют, конечно, все.
Сегодня же мы постараемся разобраться в деталях, пользе и развившихся именно в детском клубе Family ART-направлениях:
- Чудо-ладошки (дети 2-3 года с мамами)
- Цветные ладошки (дети 3-4 года)
- ART-студия (дети 4-6 лет)
Зачем необходимо посещать эти занятия уже с двух-трех лет, какая в них польза после четырех лет, почему именно в Family? На все эти и другие вопросы для вас ответила педагог ART-студии, учитель с большой буквы с 35-летним стажем беспрерывной работы с детьми, руководитель и куратор всех творческих направлений для дошкольников в детском клубе Family – Картавцева Ирина Анатольевна.
Анна Заикина: Мы подсчитали, что за 6 лет работы ART-студии в Family в ваших творческих руках побывали 286 детей, которые получают не только удовольствие от ваших занятий, но и огромную пользу! Как происходит процесс развития детей на ваших занятиях?
Ирина Картавцева: Первоначально, конечно, мы определяем - какими навыками дети владеют уже, а что необходимо тренировать-развивать. Нам очень важно, чтобы каждый пришедший ребенок правильно научился держать в руке карандаш или кисть, умел пользоваться ножницами, чтобы он научился контролировать силу нажима карандаша на бумагу, мог ориентироваться на листе, качественно обрабатывать изобразительную линию и равномерно раскрашивать поверхности, знакомился с цветоведением. Рисование – сложнее, чем просто ведение рукой. Для рисования необходимы скоординированные движения пальцев, кисти, руки, туловища. Ребенок должен управлять ими и контролировать их. В целом же, наши занятия включают в себя практическую работу не только по традиционным техникам, формам и различным материалам, но и выполнению коллажей. Для ребенка весь художественный материал обладает притягательной, завораживающей силой: именно поэтому у нас более 100 наименований материалов высокого качества и различной направленности. При этом основная задача ART-студии – развивать способности ребенка и позволять ему в полной мере реализовать свой потенциал. А он у каждого – огромный, к нему только необходимо регулярно обращаться. Но чтобы наши занятия для детей от 3 до 6 лет не были только общеобразовательными, мы сделали в ART-студии несколько ступеней, пройдя которые, ребенок к 7 годам полностью готов не только к школе, но и к жизни - в целом.
А.З.: В чем основные особенности первой ступени – Чудо ладошки?
И.К.: В два годика детки приходят заниматься в студию «Чудо ладошки» с мамами. Почему именно в этом возрасте? Здесь несколько важных разъяснений: Первое, с двух лет у детей происходит формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, опираясь только на зрительные ощущения и восприятие, поэтому это происходит медленнее и сложнее. И если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса цветовосприятия задержит развитие других познавательных процессов. В истории дошкольной педагогики проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Педагоги и психологи пришли к выводу, что умение воспринимать само не образуется и детей нужно учить действиям восприятия c полутора-двух лет. Второе, в возрасте 2 лет ребенок должен начать активно разговаривать. Это невероятно, но факт - именно развитие мелкой моторики способствует нормальному развитию речи. Учитывая то, что участки коры головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук, находятся совсем рядом, занимаясь с детьми различными упражнениями для пальчиков, мы активно стимулируем их говорить. Мелкая моторика и речь – две взаимосвязанные функции детского организма. Именно поэтому в занятия включены разработанные у нас пальчиковые тренажеры и сенсорные пальчиковые дорожки.
А.З.: Цветные ладошки – это вторая ступень для детей от 3 лет. Здесь на что делается основной упор?
И.К.: В 3-4 года дети приходят на занятия уже самостоятельно. Как раз именно на третьем году жизни у ребенка активизируется процесс «я сам». И если в «Чудо ладошках» мамы помогают и выполняют задания вместе, то здесь ребенок занимается без помощи мамы. Помимо основ обучения рисованию, в «Цветных ладошках» также предусмотрены творческие и развивающие составляющие. С 2014 года мы усовершенствовали эту программу и включили в нее - Рисование на песке: очень важные упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки. В отличие от обычного рисования – рисование на песке предполагает работу одновременно обеими руками. Именно это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга и развитию мелкой моторики рук с использованием и фантазии, и воображения, и памяти, и внимания, и пространственного мышления. В этом же возрасте мы начинаем готовить ручку ребенка к письму: - рисование карандашом прямых линий – вертикальных, горизонтальных, наклонных; - параллельных линий; - рисование по образцу предметов; - рисование полуовалов - верхних и нижних; - кругов и овалов; - рисование зигзагов плавно передвигая карандаш; - рисование по готовому контуру, дорисовывание недостающих элементов. Именно при изображении вертикальных и горизонтальных линии у детей могут проявляться нарушения координации движений. Для формирования соответствующих навыков у нас подобраны специальные упражнения, которые включают одновременные движения двумя руками, кистями обеих рук или всеми пальцами обеих рук, попеременные движения руками, движения отдельными пальцами. С этой же целью использовались специальные графические упражнения: обведение нарисованных линий, соединение опорных точек, контуров предметов.. Плюс к перечисленным навыкам на этих занятиях мы добиваемся снятия скованности рук, общего напряжения, развиваем творческое мышление и воображение ребенка.
А.З.: Чем же наполнена ART-студия – третья и заключительная ступенька?
И.К.: В пять-шесть лет перед нами (педагогом, родителем и самим ребенком) стоят не менее важные задачи. Наш ученик должен: - владеть различными ART-техниками; - уметь ориентироваться на листе бумаги; - четко выполнять штрихи в различных направлениях, контролируя степень нажима; - от него также требуется большая самостоятельность; - увеличение скорости при выполнении поочередных заданий; - формирование избирательных хорошо координированных предметных действий. И чтобы все эти задачи были решены положительно – в основу творческих работ программы ART-студии положено формирование и совершенствование более сложных дифференцированных моторных актов, а также законы цветоведения, художественные и композиционные законы.
А.З.: Если ребенок пришел на занятия ART-студии, пропустив все предыдущие ступеньки, он сильно отличается по своим навыкам от детей, посещавших занятия?
И.К.: К сожалению, так часто бывает, что родители задумываются о развитии своего ребенка в ART-направлении только к пяти-шести годам, до этого возраста считая это либо развлечением, либо не остро необходимыми занятиями. Такие дети к своему возрасту, несмотря на то, что дома они все что-то рисуют, лепят, раскрашивают, не обладают необходимыми навыками. Обо всех я уже рассказала выше. Часто слышу фразу от мамы: «мы же дома с двух лет рисуем…» Тем не менее - некоторые детки даже ножницы видят впервые и не могут просто разрезать лист бумаги пополам. А это и есть – стихийное, бессистемное формирование у ребенка основных навыков и задержка в развитии других познавательных процессов. Во всем нужна система и специальные методики обучения детей.
А.З.: Давайте резюмируем: чему же учит каждая ваша ступенька?
И.К.: Наши "Чудо ладошки" включают в себя: - развивающие упражнения для подготовки руки к письму специально для маленьких детей; - творческие работы: аппликации (бумага, пластилин, природный и бросовый материал), рисование (пальчиками, пластилином, кистью), тренажеры (шагающие дорожки, рисование пальчиками на манке, выкладывание камешек на фигурах). "Цветные ладошки" - это: - развитие координации руки; - подготовка руки к письму (рисование по контуру элементов букв, фигуры); - развитие графических навыков (рисование фигурных дорожек, не отрывая фломастер от бумаги, узоры и штриховки); - развитие мелкой моторики (рисунки по клеточкам, тренажеры для резания бумаги, рисунки на песке, развивающие воображение). В ART-студии уже больше творчества: владея графомоторными навыками легче творить. А овладевая здесь и нетрадиционными техниками, ребенок сможет применить их, не имея определенных художественных материалов, легко ориентироваться в сложившейся ситуации, проявить находчивость и умения.
А.З.: Все задачи ART-направления звучат так серьезно, но что за волшебство происходит за дверями вашей студии – ведь дети всегда выходят от вас в полном восторге?
И.К.: Сам творческий процесс, фантазия и воображение детей – это и есть волшебство. Конечно, здесь нужно трудиться. Но учитывая, какое количество различных и интересных форм работ мы выполняем, дети учатся с удовольствием. А когда ребенок обучается не первый год и проходит все ART-ступеньки, он на глазах превращается в волшебника, способного видеть чудо там, где взрослый не может его себе даже представить.
А.З.: Мы часто наблюдаем, как дети, достигшие 7 лет, посещая другие направления в клубе, заглядывают к вам: побеседовать, посидеть за столом, посмотреть на новые работы на стенах. То есть, даже взрослые дети любят вспоминать тот период своей жизни, когда они приобретали очень важные и серьезные навыки?
И.К.: Своих учеников, которые уже подросли, я вижу действительно часто. На днях в кабинет зашла мама моего ученика Саши, которому сейчас уже 11 лет. С такой ностальгией она вспоминала занятия и даже поделилась, что до сих пор на стене в доме висят лучшие работы Саши, сделанные в ART-студии.
А.З.: Ирина Анатольевна, я благодарю вас за насыщенную и интересную беседу и за ваш труд, приносящий такую огромную пользу нашим деткам! ART-направления в Детском клубе Family ежегодно входят в TOP-10. Практически каждый месяц в студиях появляются новые тренажеры, новые удивительные ART-техники. Совершенствование казалось бы идеального – это и есть ключ к успеху. К успеху наших детей.
Так детально, так тонко к ART-развитию малышей-дошкольников, как в Family, не походит никто, работая по общим методикам. Мы же постарались рассказать максимально подробно о каждом этапе уникальной ART-студии детского клуба Family, чтобы у вас не осталось сомнений!